Положение о работе школьной службы медиации (просмотреть документ)
школьнАЯ СлужбА медиации
(ПРИМИРЕНИЯ)
Медиация - способ урегулирования конфликтов, в котором стороны при помощи медиатора (посредника), самостоятельно ищут такое решение, которое отвечает интересам каждой из сторон.
Метод «Школьной медиации» - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров. Он вобрал в себя все лучшее, что накоплено за несколько десятилетий применения процедуры медиации в мире. В его основе лежит человек центристский подход. Являясь производным от классической медиации, он позволяет комплексно и эффективно работать со всеми субъектами, участвующими в воспитании ребенка.
Служба школьной медиации - эта служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
Посредник-медиатор не может принимать чью-либо сторону, у него нет задачи выяснить, кто прав и виноват. Он работает, чтобы стороны конфликта пришли к взаимовыгодной договорённости.
Медиатор исходит из того, что только стороны спора знают, как разрешить свой конфликт. Медиатор создает такие условия, чтобы они сами нашли решение и сами же взяли ответственность за него.
В нашей школе процедуру медиации проводит социальный педагог,
Ефимова Наталья Юрьевна, 46-70-38.
Зачем нужна медиация школе?
Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.).
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того, медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
В общем, можно сказать следующее: чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты,не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
?

План работы
школьной службы медиации
МБОУ «СШ №23»
на 2020 – 2021 учебный год
Цель: освоение навыков само- и взаимопомощи в процессе разрешения конфликтных ситуаций, снижение количества конфликтных ситуаций через внедрение модели реализации восстановительных технологий в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних, создание условий успешной социализации несовершеннолетних.
Задачи:
- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
- обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
- организация просветительных мероприятий и информирование участников
образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации:
- подготовка и проведение мероприятий по созданию и расширению информационного пространства о восстановительных технологиях:
- мониторинг реализации восстановительных процедур в школе.
№
п/п |
Мероприятие
Форма проведения |
Срок |
Ответственный |
Предполагаемый результат |
I |
Организационно-методическая деятельность |
1.1 |
Организационное заседание |
Сентябрь |
Куратор
|
Планирование деятельности на год |
1.2 |
Проведение рабочих заседаний состава Школьной Службы Медиации |
В течение учебного года |
Члены службы |
Планирование деятельности |
1.3 |
Участие в семинарах, совещаниях, направленных на повышение квалификации в сфере деятельности Школьной Службы Медиации |
В течение учебного года |
Члены службы примирения |
Изучение новых форм и методов работы |
1.4 |
Изучение литературы по восстановительной медиации и восстановительному правосудию |
В течение учебного года |
Медиаторы
|
Пополнение теоретических знаний |
1.5 |
Информирование участников
образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся) о задачах и работе школьной службы медиации |
Сентябрь
Октябрь |
Куратор
Медиаторы
|
Информированность
педагогов, учащихся
и родителей о ШСМ |
II |
Реализация восстановительных программ
|
2.1. |
Анализ и сбор информации о ситуации
|
По мере поступления случая в работу |
Куратор
Медиаторы
|
Выбор типа восстановительной программы |
2.2. |
Проведение программ примирения |
По мере поступления случая в работу
|
Члены ШСМ |
Преодоление враждебности между сторонами конфликтной ситуации |
2.3. |
Консультирование законных представителей, специалистов, работающих с участниками реализуемых ВП
|
По необходимости |
Члены ШСМ |
Реабилитация участников конфликтной ситуации |
III |
Организация работы актива ШСП |
3.1 |
Реализация восстановительных программ активом школьной службы медиации |
По мере поступления случая в работу
|
Куратор
Медиаторы
|
Преодоление враждебности между сторонами конфликтной ситуации |
3.2 |
Оформление стенда «Школьная служба медиации»
|
1 раз в квартал |
Куратор
Медиаторы
|
Расширение знаний о деятельности ШСП участников ОО |
3.3 |
Рабочие заседания актива ШСМ |
1 раз в квартал |
Куратор
Медиаторы
|
Повышение качества работы ШСП |
3.4 |
Подготовка и участие в мероприятиях по восстановительным технологиям |
Декабрь |
Куратор
Медиаторы
|
Активизация деятельности ШСП |
3.5 |
Сотрудничество с Советом профилактики школы |
В течение года |
Члены службы примирения. |
Проведение
мониторинга |
IV |
Просветительская деятельность
|
4.1 |
Обучение резерва подростков-медиаторов для работы в школьной службе примирения |
Январь-май |
Куратор
Медиаторы
|
Увеличение количества учащихся, вовлечённых в деятельность ШСП |
4.2 |
Организация рекламной деятельности (разработка буклетов, информационных листов) |
В течение года |
Куратор
Медиаторы
|
Расширение знаний о деятельности ШСП участников ОУ |
V |
Мониторинг реализации восстановительных программ |
5.1 |
Ведение мониторинга реализации восстановительных программ и предоставление отчётов |
Каждый квартал |
Куратор |
Своевременное предоставление
отчетности по отработанным случаям |